Ирина Валентиновна Рахмани (irvara) wrote,
Ирина Валентиновна Рахмани
irvara

Category:

День независимости или чем отличается 4 июля в США от 12 июня в России









Недавно я поездила по США и своими глазами увидела реальный американский патриотизм: чуть ли не на каждом втором частном доме висит государственный флаг. Некоторые скажут, ну так пиндосам есть чем гордиться. Есть, конечно, но есть и чего стыдиться: каждый седьмой (!) американец пользуется бесплатными государственными обедами для малоимущих, около 48 миллионов живут за чертой бедности, безработица, преступность и т.д. и т.п. Совсем далеко не всё у них «шоколадно».

Но патриотизм мне не раз приходилось наблюдать и во многих других странах – и в очень маленьких, не имеющих никакого международного веса, и в очень неблагополучных как экономически, так и политически. Турки, арабы, китайцы, вьетнамцы и многие другие, живущие несравненно хуже нас, тем не менее, очень гордятся своей страной. Попробуй им скажи, что их страна – «дерьмо», запросто можно и по морде получить.

Зато услышать ругань в адрес нашей страны от своих соотечественников, которых я немало встречаю путешествующими в разных странах (причём, ни в чём себе в этих путешествиях не отказывающих) – явление обычное. Не стесняются они ругать нашу страну даже в присутствии иностранцев (обычно столбенеющих от такого анти-патриотизма).

А послушать некоторых наших политиков и болотных оппозиционеров – так хуже нашей страны нет ни одной страны в мире! И в рунете то и дело появляются статьишки и постишки на тему «как всё плохо-хуже некуда- и пора отсюда драпать».

Может, мы – убогая нация бывших крепостных, вечно битых и униженных людишек, которые просто генетически лишёны такого присущего всем нормальным народам чувства, как любовь к своей стране (не путать с любовью к правительству) ?

Или, может, самоунижение и есть наша национальная идея – раз мы так регулярно упражняемся в ритуальном антироссийском садомазохизме?

Статья политолога М.Ростовского, выдержки из которой я привожу ниже, как раз посвящена этой теме.





Михаил Ростовский. Патриотизм или мазохизм? Почему Россия никак не может обрести национальную идею.

4 июля Америка будет отмечать свой День независимости. На миллионах частных домов без всякой разнарядки появятся звездно-полосатые флаги. Многие украсят одежду национальной символикой или испекут торты, увенчанные флагом США. И все это будет сопровождаться запуском фейерверков и массовым пением известных каждому жителю страны патриотических песен типа «Америка прекрасная», «Эта страна - твоя земля» или «Звезды и полосы навсегда».

Для жителя США День независимости - символ обретения своей страны. Для жителя РФ День независимости - символ потери страны, в которой родились либо он сам, либо его родители.

12 июня свой День независимости отметила Россия. Почти все праздничные мероприятия проводились государственными структурами. Большинство обычных граждан восприняло этот «праздник» просто как еще один выходной.

Почему, скажем, даже самые бедные турки или китайцы беззаветно гордятся своей страной, а многие вполне себе благополучные граждане РФ при слове «Россия» презрительно кривят губы?

Нам в мозги вот уже многие годы активно вбивается убеждение: «Мы живем в самой худшей стране в самый худший период ее истории. Все, что было у нас хорошего, чистого и доброго, распалось, развалилось, деградировало. А впереди нас ждут только рекорды ужаса». Фраза «осталось только взять и застрелиться, а еще лучше повеситься» в этом жалобном потоке обычно не звучит. Но она почти всегда подразумевается.

Сразу хочу сделать важную оговорку. Я не считаю, что вокруг нас сплошное «цветение роз». Я не заявляю, что общество «под мудрым руководством партии и правительства» семимильными шагами несется от одной трудовой победы к другой. В современной России по-прежнему полно болезненных проблем, кровоточащих язв, грязи и примеров вопиющей несправедливости. Позади у нас - катастрофическое десятилетие нищих 90-х. Впереди у нас - неясные перспективы в мировом экономическом соревновании, которое с каждым годом становится все более жестким.

Российский социолог, глава фонда «Общественное мнение» Александр Ослон утверждает: «Лучшее будущее - это как самосбывающийся прогноз. Если в него верить, оно, возможно, наступит, а возможно, не наступит. Но если в него не верить, оно не наступит с вероятностью в сто процентов».

В здоровых дозах чувство острой неудовлетворенности реальностью - самый мощный мотор изменений к лучшему: я пока не умею плавать, но я буду очень стараться, помучаюсь, и через какое-то время я поплыву, словно дельфин! Однако если «доза неудовлетворенности» становится запредельной, то организм - неважно какой, человеческий, общественный или государственный, - вступает в состояние острого отравления.

Исчезает всякая мотивация бороться за перемены к лучшему: я пока не умею плавать и учиться не буду- какой смысл? Все равно, как только я войду в воду, меня сожрут страшные морские чудища!

Когда в 1987 году в наш политический лексикон вошло слово «гласность» - началось осуществление на практике лозунга «жить не по лжи».
Лозунг «жить не по лжи» в современной России превратился в свою противоположность. Вместо «обидной, но честной правды» нам все чаще подсовывают горы нелепых мифов. И тот факт, что источником этой пропаганды является не государство, а «креативно настроенные» граждане, только делает ситуацию не менее дикой.

Основная масса мифов о современной российской реальности четко делится на две категории. Первая - «Раньше мы жили в раю, а теперь мы живем в аду». А вот яркий представитель этой категории - некогда считавшийся серьезным экономическим экспертом экс-советник премьер-министра РФ Касьянова Михаил Делягин.

Недавно этот деятель задался целью доказать: и в области демократизации, соблюдения законности и защиты прав человека сталинский СССР обогнал путинскую Россию на многие световые годы. Человек с менее развитым воображением был бы раздавлен «монументальностью» подобной задачи. А вот у Михаила Делягина получился абсолютно безупречный с публицистической точки зрения текст.

«Одно из объяснений террора 1937 года - чудовищного, многоуровневого - заключалось именно в том, что это было восстание тогдашней партхозноменклатуры против идеи альтернативных выборов, которые товарищ Сталин не просто где-то в дневниковых записях чего-то записывал. Он это провозгласил и пытался это дело внедрить. Сталин пытался построить цивилизованное общество, пытался построить гуманное общество.
Когда мы смотрим на ничтожество нынешнего руководства, на его мерзость, на то, что сейчас вас не объявят изменником родины. Вас объявят вором, вам подбросят наркотики. Вы - раб. Это ситуация, которой не было в Советском Союзе. Можно было искать справедливость. Иногда люди отбивали своих родственников, не обладая никакими связями. А сейчас эта машинка по перемалыванию людей работает абсолютно тупо и беспощадно».

В тексте Михаила Делягина есть еще много чего феерического. Например, про «малый бизнес», который…в сталинском СССР был более развит, чем в путинской России.
Прочитав этот текст Делягина, я долго не мог прийти в себя от изумления и возмущения: как можно заниматься таким откровенным надругательством одновременно и над историей, и над здравым смыслом? Неужели на «лидеров общественного мнения» типа Делягина не действуют никакие разумные аргументы?

Сторонники тезиса «раньше мы жили в раю, а теперь мы живем в аду» могут и дальше с успехом заниматься пропагандой своих взглядов. В силу множества объективных и случайных причин уровень невежества нашего общества по поводу собственной истории и окружающего мира носит абсолютно чудовищный характер. А убежденность в том, что хорошо там, «где нас нет» - часть человеческой натуры. Вот и получается, что «пипл хавает» все.

Эти же самые особенности мировоззрения современных россиян используют и сторонники другого мифа. Мифа, который только на первый взгляд кажется противоположным первому, а по сути не очень сильно от него отличается: «мы тут, в России, живем в аду, а они там, на Западе, живут в раю».

Есть у меня пара знакомых. Один из них свято убежден: он на работе вообще не должен напрягаться. А ему за это должны платить минимум пять тысяч долларов. Другой мой знакомый, напротив, работает по полной программе. Однако он хочет большего, но не предпринимает для этого никаких реальных усилий. По его мнению, эти усилия за него должны предпринять другие.

Кого эти мои знакомые винят в собственных жизненных неурядицах? Самих себя? Разумеется, нет. С их точки зрения, естественно, все дело в «отсталой» стране Россия, которая якобы не дает им реализовать свои амбиции.

А между тем «легко и без усилий» на Западе живут только две категории граждан. Категория первая: невоспитанные наследники богатых родителей - хорошо воспитанных отпрысков богачей в Америке, например, в обязательном порядке совсем в юном возрасте отправляют на стажировку официантом в какую-нибудь забегаловку. Мол, пусть почувствуют, как тяжело обычным людям дается зарабатывание денег!

Категория вторая. Люди, которые приняли для себя принципиальное решение: я не хочу работать, я хочу жить на социальное пособие - на пиво, пиццу и кока-колу хватит. А что еще нужно в жизни?

Однако эту изнанку западной жизни невозможно увидеть, бывая в США и Европе только в качестве туриста. Увидеть и, самое главное, прочувствовать все это можно, только оказавшись в шкуре работяги. Поэтому в России распространено представление: у них там кисельные реки и молочные берега, а мы здесь утопаем в грязи.

«В российской общественной жизни сложилась гегемония тех, кто считает: здесь все вокруг дерьмо» — такую грубую, но точную оценку в беседе со мной недавно сделал ответственный сотрудник кремлевской администрации.

Другие мои собеседники указывали на то, что креативный класс кривляется в любой серьезной стране мира, и Россия здесь не исключение. Вот как эту мысль выразил Александр Ослон: «Не надо по отдельным «говорящим головам» судить обо всем обществе. Радикальная часть Фейсбука - это в своей массе неудачники, которые нашли для себя суррогатную сферу деятельности. Судить надо по тем, кто занимается своим делом, пашет, а не занимается пустословием и переливанием из пустого в порожнее».

Золотые слова. В Америке голоса «людей дела» звучат несравненно громче выкриков «говорящих голов». У нас же в общественной жизни по-прежнему налицо тенденция, которую описал еще первый народный комиссар иностранных дел Советского Союза Георгий Чичерин: «Диктатура языкочешущих над работающими». И пока эта «диктатура» не будет повержена, сомневаюсь, что новый российский патриотизм сможет подняться с колен.

В 1961 году во время своей инаугурации Джон Кеннеди произнес слова, которые быстро вошли в число самых популярных политических цитат всех времен и народов: «Мои соотечественники-американцы, не спрашивайте, что для вас может сделать ваша страна! Спрашивайте, что вы можете сделать для своей страны!»

Россиянам такие сантименты не близки.

С одной стороны, мы воспринимаем государство как родителя, который обязан за нас думать и о нас заботиться. С другой стороны, государство в наших глазах сродни строгой, но несколько подслеповатой и взбалмошной учительнице, которую не грех и обмануть.

Подобная одновременно и инфантильная и циничная психология является сейчас объективным тормозом развития не только российского патриотизма, но и страны в целом. Цинизм может быть залогом выстраивания удачной индивидуальной линии поведения. Но он по определению не может играть роль силы, которая двигает вперед общество и страну.

«Говоря о патриотизме, мы привыкли оглядываться назад, - говорит уже упомянутый собеседник из кремлевской администрации. - Очень часто патриотизм фактически подменяется военно-исторической тематикой. Но реальный патриотизм - это еще и взгляд вперед и вокруг себя. Вам, конкретному гражданину РФ, не нравится жить в грязи? Но это же ваш двор, ваш подъезд. И не в последнюю очередь от вас зависит, станут ли эти места чистыми или останутся грязными».

«Что поделаешь! В такой стране живем!» - эти два простых предложения, с моей точки зрения, принадлежат сейчас к числу самых страшных фраз русского языка. В детском саду или школе вымогают «добровольное пожертвование» непонятно на что? В такой стране живем. На оживленной улице чей-то навороченный джип припаркован так «изящно», что проехать невозможно? В такой стране мы живем. Под окнами вашей дачи на месте прекрасной рощи без всяких разрешительных документов начинают возводить огромный жилой комплекс? Что поделаешь, в такой стране живем!

Это достаточно безобидные варианты проблем, с которыми ежедневно сталкивается каждый из нас. А все вместе эти проблемы - тот яд, который на корню убивает патриотизм. Патриотизм - это в первую очередь гордость за успехи своей страны. Но какая гордость, если ты постоянно получаешь доказательства: твоя страна - это во всех житейских смыслах не самая благоприятная среда обитания?

Одно дело, когда от людей требуют смириться с лишениями в период какого-нибудь судьбоносного национального кризиса. И совсем другое, когда эти лишения - постоянный спутник жизни в мирное и в экономическом плане вроде бы вполне благополучное время.
Почему так происходит? Стандартный ответ таков: российское государство не выполняет те функции, которое должно выполнять любое уважающее себя государство. Логика в подобных рассуждениях, безусловно, есть.

Получается, что виновато государство? Не без этого. Но давайте погрузимся в проблему еще глубже. А что такое государство - некий божественный механизм? Нет, это структура, снизу доверху укомплектованная обычными людьми. Может быть, эти люди принадлежат к какой-то иной расе, отличной от прочих россиян? Тоже нет. Даже наследственной классовой системы в современной России не существует. Абсолютное большинство обладателей ключевых постов в стране - люди, которые начинали с самого низа. А если все так, то что же это такое выходит? Кто же виноват?

«У нас негативный исторический опыт, - сказал мне мой кремлевский собеседник.- Сначала мы очень долго жили в условиях, когда все решения за нас принимало государство, а сами мы мало что могли. Затем наступили 90-е - время, когда все постоянно менялось. Это не могло не сказаться на мировоззрении. Мы не боремся за свои права. Мы начинаем это делать лишь тогда, когда совсем припечет. А до этого мы лишь сидим и обсуждаем. Иным мировоззрением обладают лишь те, кто родился после 1993 года».

Итак, «патриотизм на практике» станет в нашей стране нормой лишь тогда, когда командные высоты в обществе займут представители нового поколения? Если смотреть на вещи реалистично, то скорее всего да. Но это не значит, что предшествующие поколения должны сидеть и ждать наступления «светлого будущего». Причем касается это и государства, и общества.

В период «первоначального накопления капитала» строительство «государства для элиты» было, наверное, неизбежным. Но этот период завершен. И если нынешний правящий класс хочет в исторической перспективе остаться у власти, он должен применить к себе знаменитый рецепт Александра Ливщица: «делиться надо». Делиться не только и не столько деньгами. Делиться реальными правами и реальной властью и получать взамен столь же реальные обязанности.

Россия обязана перестать быть «страной непуганой элиты», которой можно все. Связь с грядущим появлением здорового, а не квасного или тем более абажурного патриотизма здесь самая прямая и непосредственная.

Но состояние государства - следствие состояние общества, а не наоборот. Российскому интеллектуальному классу стоит перестать заниматься мазохизмом. То, что сейчас происходит, - это какой-то апофеоз кликушества.

Я не принадлежу к горячим поклонникам Рамзана Кадырова. Но его слова «единственное свидетельство патриотизма - это поступок» вызывают у меня откровенное восхищение.

И не надо обязательно представлять себе поступки вселенской важности, которые изменят судьбу России. Поступки с маленькой буквы не менее важны. Дать отпор хаму в том или ином учреждении. Заставить ту или иную службу выполнять свои прямые обязанности. Наконец, просто не бросать окурки на улице. Все это, с моей точки зрения, вполне себе патриотические поступки. И если таких поступков будут миллионы, жизнь в нашей стране начнет меняться на глазах.

«Никто не может вас заставить чувствовать себя неполноценным без вашего согласия», — сказала когда-то супруга президента США Франклина Рузвельта, Элеонора Рузвельт. Слова истинного патриота, вам не кажется?



Tags: разбор полётов
Subscribe

  • Бутина опять облажалась

    И ещё раз про Машаню Бутину. В Москве она не справилась с возложенной на неё сенатором американолюбом Торшиным задачей: не склонила россиян к…

  • россияне говорят "прощай" оружию

    Редко пишу в блог (надоело, есть намного интереснее занятия). Тему оружия тоже давно закрыла (несмотря на до сих пор присылаемые единомышленниками…

  • Эволюция в короне ;-)

    Одна из топовых блогерш, строчащая посты как из пулемёта практически каждый день, - некто Эволюция (Марина Комиссарова). Назвавшаяся психологом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Бутина опять облажалась

    И ещё раз про Машаню Бутину. В Москве она не справилась с возложенной на неё сенатором американолюбом Торшиным задачей: не склонила россиян к…

  • россияне говорят "прощай" оружию

    Редко пишу в блог (надоело, есть намного интереснее занятия). Тему оружия тоже давно закрыла (несмотря на до сих пор присылаемые единомышленниками…

  • Эволюция в короне ;-)

    Одна из топовых блогерш, строчащая посты как из пулемёта практически каждый день, - некто Эволюция (Марина Комиссарова). Назвавшаяся психологом…