Ирина Валентиновна Рахмани (irvara) wrote,
Ирина Валентиновна Рахмани
irvara

Category:

Системное построение гражданского общества ( продолжение)


( начало     http://irvara.livejournal.com/35087.html    , http://irvara.livejournal.com/37257.html  )

 

                                      Часть III.  Анализ  сложившегося состояния системы-социума

Итак, кратко резюмирую предыдущие части статьи : в социуме всегда есть люди стремящиеся , подчинить и использовать других в своих интересах, они и составляют обычно так называемую власть, которая структурируется , то есть создаёт систему, позволяющую  удерживать захваченные  позиции. В отсутствие противодействия себе эта система становится удушающей удавкой для всех остальных членов социума. Но, с другой стороны, в социуме всегда есть здоровые силы, авангард, которых не устраивает безраздельное господство самодурствующей группировки и которые стремятся к справедливому, то есть социально ориентированному устройству общества.  

Именно авангард, естественно, при наличии созревших исторических и экономических предпосылок для этого, приводит  социум к всё более прогрессивному его устройству. Прогресс затрагивает  ведь не только научно-техническую сторону жизни общества, но и социально- политическую сторону. Для современных цивилизованных людей нелепо использовать телегу и костяные счёты вместо автомобиля и компьютера. Так же нелепо уже сейчас доверять управление социумом  «наследному принцу» или купившему должность «верховного правителя»  богатею. Люди, по мере своего развития , начинают всё больше понимать, что власть не «даётся от Бога», а вполне может быть выбрана, назначена, подчинена интересам социума и контролируема им. Но такую власть может обеспечить себе только структурированный социум - система под названием «гражданское общество». Ибо , как уже отмечалось, противостоять структурированной системе – власти может только тоже структурированный социум.  Армии может  противостоять тоже  армия , а не ,пусть даже и очень выдающийся, но   герой -одиночка или бесстрашный партизанский отряд.  Система (и социум как система) устойчива, когда она уравновешена противовесами. Вот этими   противовесом, обеспечивающими  устойчивость общественного устройства  и являются гражданское общество с одной стороны  и властные структуры с другой. Только так,  контролируя и подчиняя власть, социум может защитить себя от присущего этой власти закономерного стремления к  бюрократизации, узурпации и другим негативным  действиям , идущим в конечном итоге вразрез  интересам общества.

Вывод : возможны только два варианта общественного устройства -  либо сильное структурированное гражданское общество подчиняет своим интересам выбранную и заменяемую им власть, то есть  горизонтальное устройство социума является  противовесом вертикали власти , либо в отсутствие гражданского общества узурпаторская власть  начинает неизбежно действовать исключительно в своих интересах .

Подчеркну повторно :   либо мы, организовавшись, заставляем власть служить себе , либо она делает из нас покорное и бессловесное стадо. Или мы осознаём необходимость своего вмешательства  и живём цивилизованно и достойно, или  по-прежнему ,бездействуя , бесконечно   ноем на своих кухнях или  бестолково выпускаем пар на митингах,   ругая чиновничью рать и жалуясь на  тяготы  нашей  бесправной жизни .

Приходится признать, что эту банальную мысль понимают далеко не все  наши  сограждане. Одни относятся к власти как к чему-то сверхъестественному, с чем бороться бессмысленно и безнадёжно, другие надеются, что ,может, повезёт , появится или удачно выберут, наконец, такую власть, которая о них позаботиться, сделает всё «как надо» и всё само собой наладится. Третьим вообще всё равно, они уверены, что выкрутятся при любом «раскладе», приспособятся к любой власти, ну, а станет невмоготу, просто уедут в те места, где уже всё нормально организовано. Ещё некоторая  часть сограждан, готовы к борьбе и переменам, только не имеют при этом ни малейшего представления о том, какое общество нужно строить или их представление о нём совершенно оторвано от реальности, такая вот безыдейная оппозиция, готовая разрушать ради самого разрушения, а там, глядишь  – что-нибудь да получится.

В результате итоговая картина  получается достаточно безрадостная...

И только малая часть общества понимает , что «сами» растут только сорняки и вскакивают прыщи –  всё ценное и стоящее требует приложения усилий. Таких людей, готовых строить в своей стране цивилизованное, основанное на разумных и соблюдаемых всеми  законах, социально ориентированное  общество,  и можно назвать патриотами своей страны. Слово «патриот» , надо отметить , сейчас изрядно зашельмовано.  И не без участия пропагандистской антипатриотической кампании власти. Власти  не нужны граждане - патриоты. Ей нужны налогоплательщики, рабочая сила, электорат. Ведь настоящий патриотизм - это не поддержание любого устройства государства ( под  государством  многие понимают почему-то именно действующую власть), а желание жить достойной цивилизованной жизнью в своей стране.

И всё-таки перспективы изменений к лучшему  у нас уже появилась. После открытия границ наши люди уже много поездили по миру в целом и по цивилизованным странам в частности. Увидели, понаблюдали , сравнили. Как бы ни называли существующее у нас общественное устройство - оно является вариантом восточной деспотии, а не западной демократии. Наше население является заложником выбранного ( отнюдь не свободно и осознанно самим этим населением) президента и , замирая, каждый раз ждёт от него  «решения своей участи».  В цивилизованных странах личность главы государства не играет такой определяющей роли, этот глава подчиняется установленным обществом законам и не может так легко ,как у нас, манипулировать ими и самим обществом.

У нас стало появляться всё больше людей, понимающих преимущества условно называемой «западной модели»  общественного устройства с его диктатом закона и большим  влиянием социума  на власть. А общественное развитие и  заключается в том , что поначалу малочисленная прогрессивно настроенная  часть социума  становится со временем всё более многочисленной , что, как следствие, и приводит к прогрессивному переустройству общества. 

В психологическом разрезе  человек – это сочетание  индивидуальных   и социальных составляющих. У любого нормального человека есть инстинкт выживания. Поэтому он заботится о создании себе максимально благоприятных условий не только для этого выживания, но и как можно лучшего проживания. Также  у нормального человека присутствует  и коллективный (социальный)  инстинкт выживания.  Начиная от совместной охоты на мамонтов   до создания современных цивилизованных обществ - люди объединялись  именно для создания максимально благоприятных условий совместного выживания и наилучшего проживания.   Но так же как для человека естественно  стараться  устроить наилучшим образом  свою собственную жизнь, должно быть естественным и желание гражданина  устроить с помощью своего участия достойную  жизнь в социуме, в котором он живёт.

Вывод: создание благоприятных условий для жизни любого члена социума обеспечивается его участием не только в своих личных делах, но и  его  коллективным  участием   в общественных  процессах.

Вот об организации общества  и участии  его граждан  в общественных процессах и пойдет дальше речь. Но сначала оценка того, что происходит в нашем обществе сейчас и о готовности его  к прогрессивным переменам.

Здесь мне придётся дать некоторые разъяснения. К сожалению, наши люди очень мало осведомлены о некоторых давно известных многоопытным демократам понятиях. Многие почему-то до сих пор полагают, что демократия  –  то есть управление самим народом, от имени народа , в интересах народа ( или  социума) – это коллективное принятие решений всем народом. Или  утрированно: народ  каждый раз собирается и решает любые  вопросы полномасштабным голосованием. Это и нереально и неэффективно (кроме исключительных случаев). Человечество давно придумало для таких решений  реальный инструмент  в виде  делегирование полномочий. Люди выбирают самого достойного, порядочного, умного на их взгляд представителя их интересов и поручают ему от их имени принимать те или иные решения. Дают ему хоть маленькую, но частичку власти. Ибо власть – это не что иное, как возможность принимать решения и требовать их выполнения. Эти решения, а значит и полномочия по их принятию, могут быть различного уровня : государственного, окружного, городского, районного, местного (определенной  местности). Низовой ступенью, в этом перечне  является принятие решений на местном уровне. Так вот, в основные понятия истинной демократии и включено неотъемлемое право жителей определённой территории (местности) принимать решения, непосредственно касающиеся их местных вопросов. С участием большинства жителей этой территории и с делегированием выполнения решений выбранному жителями  представителю. Для  принятия  совместных  решений  жители должны  как-то   организоваться, то есть создать свою  организацию для того , чтобы выбирать своего представителя, наделять его полномочиями озвучивать принятые ими решения и контролировать выполнение им именно тех решений, которые ему   поручались. Такая форма организации называется  местным самоуправлением. Местное самоуправление в различных формах есть во ВСЕХ демократических странах. После перестройки, когда новое российское правительство прилагало все усилия для вливания в  цивилизованную  Европу, ему пришлось пойти на требование европейцев о непременном наличии в стране местного самоуправления  – давно признанного ими оплота демократии. Иначе путь в разные советы и союзы нам был бы заказан. Для этого нашим правителям пришлось признать Европейскую хартию о местном самоуправлении со всеми её требованиями и спешно создавать видимость  наличия местного самоуправления  у нас. Тогда  и появились некоторые федеральные и московские законы и постановления  о местном самоуправлении, соответствующие статьи были внесены и в Конституцию РФ.  Согласно Конституции РФ (ст.130-133) граждане имеют право создавать ЛЮБЫЕ органы местного самоуправление, сами  определять их структуру, а  вмешательство в их организацию и деятельность госчиновников НЕДОПУСТИМЫ. Кроме того : решения этих органов чиновники не имеют право игнорировать! Ясно дело, что всё это декларировалось только на бумаге, а на деле власти душили все ростки местного самоуправления любыми мыслимыми и немыслимыми способами. Например, хоть и сырой, но наделявший очень большими полномочиями органы местного самоуправления  – территориальные общины , московский закон № 26-77 был очень быстро  отменён  властями и официальная регистрация созданных  жителями  территориальных общин  стала практически невозможной.  Ведь власти, в отличие от непросвещенных жителей, прекрасно понимали , какую мину замедленного действия готовят их безраздельному господству над  населением  быстро  множащиеся территориальные общины!

"Лирическое" отступление: в  разговоре со мной один высокопоставленный  госчиновник,ничтоже сумнявшись , заявил, что территориальные общины в России совершенно «не прижились», на что получил сразу множество доказательств об активном подавлении общинного движения властями , в том числе с его личным участием. К слову сказать:  во многих европейских странах территориальные общины (называемые коммунами, кантонами и т.п.) –  повсеместно  распространённое явление.

Другая ветвь местного самоуправления – муниципальные собрания, устроенные по такому же выборному представительскому принципу , как  и Городская и Государственная  Думы:  от определённого количества населения территории выбирается представитель, наделенный полномочиями выражать в этих собраниях волю избравшего его населения. Выборы в эти муниципальные собрания в настоящее время в нарушение всех демократических норм проводятся ( именно проводятся, а не просто организовываются ) исключительно местной исполнительной властью (префектурами и управами) с выдвижением и прохождением угодных властям своих  кандидатов  и отсеиванием всех неугодных.

Как правило такими , очень удобными и послушными властям кандидатами в депутаты  муниципальных  собраний выдвигаются  директора местных школ, заведующие местных поликлиник и  других социальных объектов. Население обычно их знает и легко уговаривается голосовать за них. Эти люди, сами по себе  может и неплохие, являются полностью зависимыми от местной власти, получая от неё финансирование своих объектов и  поэтому , став муниципальными депутатами, во всём  поддерживают  все решения  исполнительной  власти . Таким образом, практически все муниципальные образования у нас оказались созданными при непосредственном участии власти, с её подачи, по её представлению и полностью подчинены ей. Следствием этого является то, что все местные решения, которые муниципалитеты призваны принимать в интересах жителей этого муниципального образования ,принимаются исключительно в интересах местной власти. Например,  строительство коммерческих объектов, ненужных жителям и ухудшающих условия их проживания , но приносящие «откат» властям. При этом с точки зрения соблюдения законов местного самоуправления всё в порядке: строительство одобрили «избранники» народа, которых сам народ и выбрал. И жители потом могут сколько угодно протестовать против вырубки сквера, строительства бензоколонки около дома, захвата земли общего пользования коммерческими структурами, перепрофилирования нужного магазина в дорогой «отмывочный» салон  и т.д.  После драки кулаками не машут…

«Лирическое» отступление : исполнительная власть уже настолько «наладила» процесс выбора в муниципальные депутаты своих ставленников и так уверовала в полную управляемость этими выборами, что даже  не стесняется  об этом открыто заявлять. Так ,меня, председателя территориальной общины, при большом количестве свидетелей чиновники открыто предлагали СДЕЛАТЬ  депутатом муниципального собрания при условии выполнения некоторых из «наказов». До этого они меня дважды проваливали на выборах, пытаясь  снять с них ещё в начальной стадии под надуманными  предлогами , чему помешало только обращение в суд, попытками компромата, широким   использованием своего  административного ресурса в продвижении моих конкурентов - своих ставленников .

Вот так  у нас сейчас обстоит дело с  местным  самоуправлением, с  тем , на чём как раз и строится во всём цивилизованном мире демократическое  общество.

Вывод:  влияние  граждан на  общественные  процессы  должно начинаться с  создания и участия их в  фундаменте гражданского общества  - органах местного самоуправления, в настоящее  время находящихся под полным контролем и   управлением незаконно захвативших их чиновников исполнительной власти.

Но тем не менее, процесс прозревания  людей  хоть медленно, но идёт. Люди, сталкиваясь постоянно с произволом властей, осознавая своё полное бесправие перед ними ,  начинают задумываться о том, что  необходимо  менять сложившуюся ситуацию, понимать что без их участия  сама она не изменится. Начинают  задаваться  вопросами о путях этого изменения и способах своего участия в строительстве  гражданского общества.
Вот о конкретных путях такого  строительства и пойдёт разговор в следующей части статьи. Практически готовая её  часть будет, надеюсь, ещё дополнена обновлённой  информацией, полученной мной в течение более  чем месячной автопоездки  по нескольким  странам Европы.  

 Окончание :  http://irvara.livejournal.com/69025.html?mode=reply

Tags: аналитическая статья
Subscribe

  • Бутина опять облажалась

    И ещё раз про Машаню Бутину. В Москве она не справилась с возложенной на неё сенатором американолюбом Торшиным задачей: не склонила россиян к…

  • бедная овечка Бутина

    Бедная овечка Мария Бутина после 18 месяцев отсидки в американских застенках вышла на свободу. В Шереметьево её встретили овациями журналюги,…

  • россияне говорят "прощай" оружию

    Редко пишу в блог (надоело, есть намного интереснее занятия). Тему оружия тоже давно закрыла (несмотря на до сих пор присылаемые единомышленниками…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Бутина опять облажалась

    И ещё раз про Машаню Бутину. В Москве она не справилась с возложенной на неё сенатором американолюбом Торшиным задачей: не склонила россиян к…

  • бедная овечка Бутина

    Бедная овечка Мария Бутина после 18 месяцев отсидки в американских застенках вышла на свободу. В Шереметьево её встретили овациями журналюги,…

  • россияне говорят "прощай" оружию

    Редко пишу в блог (надоело, есть намного интереснее занятия). Тему оружия тоже давно закрыла (несмотря на до сих пор присылаемые единомышленниками…