Ирина Валентиновна Рахмани (irvara) wrote,
Ирина Валентиновна Рахмани
irvara

Categories:

граждане и полиция




Мы до сих пор спорим со сторонниками оружия о том, может ли полиция эффективно защищать граждан.
Может, если и сами граждане будут активно помогать полиции. И для этого гражданам совсем не нужно вооружаться. Об опыте взаимодействия населения и правоохранительных органов и написана эта статья.


Зарубежный опыт охраны общественного порядка с акцентом на предупреждение преступлений (материалы МВД)

 
 
Охрана правопорядка с акцентом на предупреждение преступлений – основная цель любого полицейского департамента. Повсеместно признано, что без содействия самого населения борьба с преступностью не может иметь успеха. Партнерские отношения полиции с обществом усиливают доверие к ней граждан, повышают степень их удовлетворенности работой полиции, побуждают оказывать ей всемерное содействие.
Инициативы по предупреждению преступности с участием населения заслуживают серьезного внимания. Их число всё время растет. Например, в Англии – это программа «Наблюдение за домом соседа», в которой принимают участие свыше одного миллиона жителей Лондона, в США – это система «соседского надзора» (г. Феникс, штат Аризона), сущностью которых является постоянное наблюдение живущих рядом жителей за всеми преступными проявлениями в их районе. Кроме того, в США осуществляется также программа Block Watch (наблюдение с целью предупреждения опасных ситуаций и преступности), когда граждане сообщают обо всем, что может ассоциироваться с преступностью. 
 
Департамент полиции г. Ливуда, осуществляя эту программу, распространил брошюру, где перечисляется более 35 ситуаций, в которых жители города должны звонить по телефону 911. В число этих ситуаций входит: шум, напоминающий сигнал опасности, борьба, запах газа, вор, подозрительно открытая дверь, разбитое окно, подозрительный человек, вырывание кошелька (сумки), полицейский, которому требуется помощь, передозировка наркотика и т.п. В брошюре также дается описание подозрительных видов деятельности, перечисляются примеры наиболее распространенных видов необычного поведения, шумов или действий. В другом списке даются рекомендации относительно того, какого рода информацию граждане должны сообщать в полицию, включая описание внешности и особенностей подозрительных лиц, описание автомобиля и номерной знак машины.  Дается также перечень специальных телефонных номеров полиции. 
 
Подобные мероприятия проводятся в других городах, все они несколько различаются по масштабу и по форме. Например, Департамент полиции г. Чэпел Хилл (штат Северная Каролина) участвует в проведении программы NNO с 1996 г. Служащие этого Департамента организовывали митинги на городской площади и проводили марши протеста в районах города, где был зарегистрирован высокий уровень преступности. В г.Беркли (штат Калифорния) было организовано более 40 различных мероприятий, включая большой митинг на городской площади.
 
Главная задача этих мероприятий – избавиться от преступности и наркотиков посредством привлечения общественности. Такие программы по предупреждению преступности разрабатываются в ответ на потребности граждан. Их происхождение и цели весьма разнообразны, как и их названия, но их объединяет общее – сотрудничество, участие (в том числе активное) и желание взаимопомощи. Взаимодействие полиции с населением осуществляется также в виде привлечения граждан к учебе в Народных полицейских академиях. Идея Народной полицейской академии впервые была реализована в Англии в 1977 г. в виде создания Полицейской вечерней школы, цель которой – обеспечить сознательных граждан пониманием характера и задач полицейской деятельности. Идея ознакомления граждан с деятельностью правоохранительных органов пересекла Атлантический океан и прибыла в Департамент полиции г. Орландо в 1985 г.
Сотрудники Департамента изменили английскую программу, приспособив ее к американским нормам и специфике своей работы. Так на свет появились Народные полицейские академии, основная цель которых – познакомить население с работой полиции, а отнюдь не подготовить полицейский резерв или добровольных помощников полиции. Такие академии служат, в первую очередь, для формирования положительного отношения к полиции и усилению взаимосвязей между полицией и гражданами.  Лица, окончившие Народную полицейскую академию, лучше понимают роль и специфику работы полиции, больше помогают полицейским и скорее идут на контакт с ними.Принципиально по-новому строятся взаимоотношения полиции со средствами массовой информации. Прежде всего средства массовой информации используются полицией в следующих целях:
- привлечение населения к борьбе с преступностью и ее профилактике;
- создание у населения положительного «образа» полиции.
В рамках данного направления в печати публикуются специально разработанные обращения к населению, в которых даются практические рекомендации по организации охраны собственного жилища от преступных посягательств, проведению патрулирования силами жителей, по применению самообороны, использованию специальных замков и сигнализации и т.п.
Со страниц местной прессы проводятся опросы населения с целью выяснения, насколько соответствует деятельность полиции нуждам граждан. Специальные издания, радио и телевидение для детей и подростков осуществляют пропаганду правовых знаний, направленную на предотвращение совершения подростками противоправных деяний.
До сведения населения регулярно доводятся данные о состоянии преступности, численности личного состава полиции, ее организации, технической и боевой оснащенности, бюджете.
В каждом полицейском департаменте есть сотрудник, отвечающий за распространение общественной информации и контакты с представителями прессы. Однако в последнее время нередко некоторые полицейские ведомства не признают преимущественного права представителей прессы на получение оперативной или другого рода информации, и все просьбы, касающиеся предоставления необходимой информации, откладываются, игнорируются или ограничиваются. И как отмечает Дж. Вестон, плохие отношения нередко приводят к созданию плохой репутации или «имиджа» полиции с помощью средств массовой информации. Поэтому любой руководитель, придерживающийся философии успешного поддержания порядка с участием общественности, должен понимать, какое большое значение имеет установление нормальных и открытых отношений с представителями средств массовой информации, которые могут оказать поддержку в деле решения проблем и повышения степени удовлетворенности граждан деятельностью правоохранительных органов.
 
Примером совершенствования взаимоотношений со средствами массовой информации в целях формирования положительного облика полиции может служить опыт Департамента полиции г. Рино (США), представители которого обратились за помощью к прессе. Были проведены встречи с сотрудниками пяти телевизионных компаний города, шести радиостанций и двух местных газет. Полицейских попросили подготовить рекомендации, а среди населения провели опрос, чтобы выяснить отношение граждан к деятельности полиции. С учетом полученной информации, явно указывающей на то, что СМИ действительно имеют существенное влияние на создание «имиджа» полиции, были приняты меры, которые включали радикальные изменения в политике полиции (при этом воспользовались преимуществами высоких информационных технологий).
Первым шагом для снижения рабочей нагрузки на служащих полиции и ускорения потока информации явилась разработка системы алфавитно-цифрового замещения страниц, которая заменила обычные и повседневные сообщения для печати и обеспечила ее передачу буквально за считанные секунды всем заинтересованным лицам.
С введения системы «альфа-страниц», Департамент полиции начал проводить более мягкую политику по отношению к представителям средств массовой информации.  Любой служащий, начиная от охранника и заканчивая заместителем начальника Департамента полиции, правомочен предоставлять информацию представителям СМИ в соответствии с определенными положениями. Для представителей прессы был выделен специальный телефонный номер, который обеспечивает им прямую связь с дежурным офицером высокого ранга в любое время. Теперь репортеры могли позвонить любому служащему любого уровня, работающему в любом подразделении полиции, с просьбой о предоставлении им необходимой информации, если только этот служащий не выполняет специальное оперативное задание. Журналисты могут прийти в главный полицейский участок, в опорные пункты и в другие подразделения полиции в любое время, а не в заранее назначенное. Представителям прессы предоставляют любые сведения о преступлениях, по вопросам, касающимся повседневной деятельности полиции, а также по некоторым вопросам, касающимся внутренней жизни полиции. Журналистам также сообщают информацию о поведении служащих полиции и дисциплинарных мерах.
 
По традиции полиция всегда придерживалась правила: никогда не доверять прессе конфиденциальные, не подлежащие оглашению сведения и избегать признания ошибок, поскольку за этим может последовать судебный процесс. Полиция г.Рино отказалась от этого правила и прибегла к противоположному подходу, позволив местным репортерам использовать конфиденциальную информацию, тем самым добившись установления с ними доверительных отношений. С тех пор как полиция приступила к осуществлению этой политики, фактически не было случаев, чтобы журналисты злоупотребляли конфиденциальными сведениями.
Безусловно, позитивные отношения между полицией и представителями СМИ влияют на «имидж» полиции и общественную поддержку деятельности полиции, что и доказал опыт Департамента полиции г. Рино. Многочисленные опросы общественного мнения показали, что улучшение взаимоотношений с представителями средств массовой информации привело к объективному освещению событий и повышению внимания к программам полицейской охраны общественного порядка с участием граждан. Исчезли типичные сообщения о недостатках в работе полиции, о неправомерном поведении служащих или о других внутренних «секретах» полиции. На страницах обзорных статей главной местной газеты зазвучала похвала и слова поддержки полиции.
 
В заключение отметим, что идея охраны общественного порядка с ориентацией на общество имеет за рубежом, как своих сторонников, так и противников. Достижения подтверждаются статистическими данными, свидетельствующими о снижении преступности, об уменьшении насилия, об улучшении взаимоотношений между органами власти и обществом, уменьшении числа жалоб на служащих полиции. Многие должностные лица правоохранительных органов и правительственные чиновники рассматривают эту программу как важный элемент, помогающий решить многие проблемы, стоящие перед органами правопорядка.  В настоящее время эту программу поддерживает Федеральное правительство США посредством выделения специальных субсидий на ее проведение. Несмотря на такую сильную поддержку идеи улучшения взаимоотношений между полицией и обществом со стороны административных должностных лиц, в изученных авторами источниках наблюдается нарастание критики против философии и стратегии охраны общественного порядка с ориентацией на общество.  Критика звучит главным образом из уст самих полицейских, работающих на улице, и инспекторов, работающих в «горячих точках». Основной аргумент против данной программы – эта программа заставляет полицейских быть добрее и мягче, а такое поведение ведет к причинению вреда полицейским или даже к их убийству.  Многие недовольные полицейские считают, что те, кто участвует в реализации этой программы, проявляют мягкость по отношению к преступности. Они полагают, что эта программа отнимает денежные средства и людские ресурсы у патрульной службы, имеющей некомплект личного состава.  Объявившие себя «настоящими или обычными полицейскими», обижаются, когда их изображают одетыми в форму полиции, катающими в парке коляски со счастливым ребенком.  Они считают, что такое изображение не отражает действительность и показывает работу департамента полиции и обязанности полицейского в ложном свете. Скептики утверждают, что программа, ориентированная на общественность, – это просто новое название того, что полиция делала разными способами в течение последних сорока лет. Более воинственно настроенные полицейские говорят, что данная программа превращает сотрудников полиции в работников сферы социальных проблем и что программа поддерживается и контролируется либеральными представителями исполнительной власти, действующими из популистских политических побуждений, которые преследуют личные интересы.
На наш взгляд, существование такого рода критики в основном связано с тем, что программа охраны общественного порядка с ориентацией на общество находится на ранней стадии развития. Вероятно, ее не следует рассматривать как законченную. Эта программа постоянно совершенствуется. Ее основными элементами, как мы видели, являются гибкость и воображение. Если осуществление программы связано с какими-то проблемами или противоречиями, ее всегда можно модифицировать в соответствии с целями и задачами определенного департамента полиции, с интересами жителей, проживающих в данном районе.
 
Успех и неудачи программы зависят от тех, кто участвует в ее осуществлении, от уровня профессионализма и нововведений в работе департаментов полиции.
Общественное мнение в странах Запада не является бутафорией или административной дубинкой для деятельности полиции. Если полиция занимается его изучением, она всегда четко представляет, зачем это делается и как будут использованы результаты. Главной особенностью опросов населения является то, что они всегда ориентированы на изучение конкретных проблем граждан или направлений деятельности полиции.  Процесс изучения общественного мнения для полиции не является игрой в вопросы-ответы. Отношение к нему всегда как к серьезной научной работе. В этой связи полицию не останавливают проблемы, связанные с методической, организационной или финансовой стороной.
Многое из того, что применяется на Западе, существует и в отечественной исследовательской практике, связанной с право-охранительной деятельностью органов внутренних дел. Например, традиционные методы массовых опросов, стандартные блоки вопросов, фиксирующие то или иное отношение населения к полиции (милиции).  Во многом схожи социальные тенденции (правда, со сдвигом в 20–30 лет), отражающие процессы функционирования и формирования общественного мнения.
Естественно, перенять и перенести механически весь положительный опыт в российские условия невозможно, да и не имеет смысла, ввиду социокультурных и экономических различий в жизнедеятельности наших обществ.
Вместе с тем отдельные элементы в подходе к организации изучения общественного мнения и его методического обеспечения, способные существенно повысить качество результатов исследований, проводимых в системе МВД России, могли бы привлечь внимание специалистов. В частности, вызывающие сомнения в достоверности массовые ведомственные опросы общего характера, результаты которых не являются точным критерием оценки работы отдельных служб и подразделений ОВД, могут быть заменены при соответствующей организационной подготовке процедурами изучения отдельных проблем на специальных целевых группах (фокус-группах) для изучения конкретного вопроса.  А мониторинг оценки сотрудниками органов внутренних дел проблем их служебной деятельности мог бы быть заменен более эффективными методами – качественного анализа и экспертной оценки (метод Делфи). Названные методы исследований находят всё более широкое применение в изучении проблем взаимоотношений социальных субъектов.
 
Но любое самое эффективное применение самых качественных методик будет бесполезным в плане использования результатов изучения общественного мнения на практике, пока управленческими структурами не будет осознана объективная потребность их применения.
Что касается использования достижений зарубежного опыта формирования позитивного общественного мнения о полиции через реализацию социально ориентированных программ полицейской деятельности, то следует отметить, что правоохранительным органам России, как и обществу в целом, необходимо пройти долгий и нелегкий путь навстречу друг другу, чтобы воспринять существующие инновационные технологии в области социальных отношений, использование которых, несомненно, позитивным образом будет способствовать демократическому развитию Российского государства. 
 


Tags: разбор полётов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments